Воздуховоды и фасонные части
- Воздуховоды
- Фасонные части
- Вентиляционные зонты
- Круглые металлические воздуховоды
- Прямоугольные металлические воздуховоды
- Виды соединений деталей воздуховодов
Самая большая группа воздуховодов - стальные, которые могут быть круглыми либо прямоугольными. Наибольшее распространение получили круглые воздуховоды, имеющие ряд преимуществ перед прямоугольными: они более прочные при одинаковой толщине металла, менее трудоемкие в изготовлении и при равном количестве транспортируемого воздуха имеют меньший (на 18-20%) расход металла. Применяются круглые воздуховоды, прежде всего в промышленных зданиях, а если позволяют условия, и в зданиях общественного назначения.
Преимущество прямоугольных воздуховодов состоит в том, что они лучше вписываются в интерьер административных и общественных зданий, а в ряде случаев их применяют при прокладке через пространство с ограниченной высотой (над подшивными потолками, в низких помещениях и т. д.). Воздуховоды трапецеидальные, плоскоовальные и др. не получили широкого распространения.
По виду соединения листового металла металлические воздуховоды делятся на фальцевые и сварные.
Фальцевые воздуховоды изготовляют из тонколистовой стали толщиной до 1 мм включительно (в некоторых случаях до 1,5 мм), из алюминия толщиной до 2 мм с помощью фальцевых швов - специально прокатанных кромок, плотно прижатых одна к другой. Фальцевые швы бывают лежачие, длинные и короткие угловые, длинные и короткие для углового соединения на просечных защелках (замковые), лежачие с двойной отсечкой, стоячие. Кроме того, фальцевые швы подразделяются на продольные (расположенные параллельно оси воздуховода) и поперечные (расположенные перпендикулярно оси воздуховода). Виды фальцевых соединений, наиболее широко применяемых при изготовлении воздуховодов, показаны на рисунке.
Рисунок. Виды фальцевых соединений: а - лежачий фальц; б - лежачий фальц с двойной отсечкой; в - угловой фальц; г - угловое фальцевое соединение с просечными защелками; д - стоячий фальц; е - зигзаговое соединение; ж - реечное соединение.
Недостатки фальцевых соединений - довольно большой (около 10%).расход металла на образование фальцевого шва и меньшая плотность по сравнению со сварными воздуховодами.
Сварные воздуховоды изготовляют из тонколистовой стали толщиной 0,7 мм и более (обычно 1,4-2 мм), и алюминия толщиной более 2 мм. Сварка листов производится внахлестку или встык. Расход металла на образование шва в сварных воздуховодах меньше, чем в фальцевых, и составляет 4-5 % общей площади поверхности воздуховодов.
Все многообразие конфигураций вентиляционных систем выполняется практически из очень ограниченного ассортимента деталей. Прямые участки в среднем составляют около 70 % общей площади поверхности воздуховодов, отводы 15 %, узлы ответвлений (тройники) 6%, переходы 6 % и нестандартные детали (коробки, зонты, отсосы, укрытия и т. д.) 3 %.
В производственных зданиях при транспортировке воздуха с температурой до 80оС и относительной влажностью до 60 % для приточных систем вентиляции следует применять фальцевые воздуховоды из оцинкованной или черной тонколистовой стали, для вытяжных систем - из черной тонколистовой или рулонной стали с покрытием, стойким к атмосферным осадкам и транспортируемой среде. При относительной влажности более 60% можно использовать воздуховоды из алюминия. Если транспортируемая среда является агрессивной в химическом отношении и быстро корродирует обычные воздуховоды, их защищают специальными лакокрасочными покрытиями либо изготовляют из материала, стойкого к транспортируемой среде.
Круглые металлические воздуховоды
Для воздуховодов, из кровельной, тонколистовой стали, за нормируемый размер принимают наружный диаметр поперечного сечения. Толщину стального листа для воздуховодов, по которым перемещается воздух с температурой не более 80 ОС, следует принимать в зависимости от диаметра:СНиП 2.04.05-91 и ВСН 353-86 предусматривают следующие диаметры круглых воздуховодов: 100; 125; 160;200;250;315;355;400;450; 500; 560: 630; 710; 800;900; 1000; 1120; 1250; 1400; 1600; 1800; 2000 мм; для систем аспирации и пневмотранспорта дополнительно используются диаметры: 11 о; 140; 180; 225 и 280 мм.
Диаметр воздуховода, мм |
100-200 |
225-450 |
500-800 |
900-1250 |
1400-1600 |
1800-2000 |
Толщина стенки воздуховода, мм |
0,35-0,5 |
0,5-0,7 |
0,7-0,8 |
0,8-1,0 |
1,0-1,2 |
1,2-1,4 |
Круглые воздуховоды можно изготовлять как прямошовными, у которых продольные швы параллельны оси, так и спиральными, со спирально-замковыми или спирально-сварными швами. Стандартные прямошовные трубы, для изготовления которых обычно используют тонколистовую сталь размером 1250Х2500 мм, имеют фиксированную длину - 2500 мм.
Трубы, изготовленные на фальцевых соединениях, имеют на концах фланцы, на зеркало которых отбортовывается полоса листовой стали. Отбортовка воздуховодов должна перекрывать зеркало фланца на величину не менее 6 мм и не загораживать отверстия для болтов. Трубы, изготовленные на сварке, обычно не имеют отбортовки, а тонколистовая сталь тела воздуховода приваривается к внутренней стороне фланца.
Спиральные трубы изготовляют на специальных станах. Длина спиральной трубы может быть значительно больше стандартной (до 6 м и более). Для изготовления спирально-замковых труб применяют стальную холоднокатаную простую или оцинкованную ленту толщиной 0,5-1 мм, шириной 125-135 мм. Спирально-замковые трубы значительно прочнее прямошовных при той же толщине металла, имеют хороший внешний вид, а изготовление их менее трудоемко. Недостаток таких воздуховодов- значительный расход металла (до 15%) на образование спиральною фальцевого шва.
Спирально-сварные трубы изготовляют из стальной горячекатаной ленты шириной 400-750 мм, толщиной 1-2,2 мм. Сварное спиральное соединение при толщине металла до 1,5 мм выполняется либо внахлестку с припуском около 10 мм с помощью сварочного полуавтомата, либо встык, а при большей толщине металла - только встык. При соединении встык используется прогрессивный способ плазменной сварки кромок. Недостатком спирально-сварных воздуховодов является то, что их очень трудно изготовлять из металла толщиной менее 1 мм.
Прямоугольные металлические воздуховоды
Толщину тонколистовой стали для воздуховодов, по которым перемещается воздух с температурой до 800С, следует принимать в зависимости от сечения:
Наибольшая сторона сечения воздуховода, мм (включительно) |
250 |
1000 |
2000 |
Толщина тонколистовой стали, мм |
0,35 - 0,5 |
0,5 - 0,7 |
0,8 - 1,0 |
При больших сечениях изготовляют прямоугольные панельные воздуховоды со сторонами размером 1250Х2500; 1600Х2500; 1600Х3200; 2000Х2000; 2000Х2500; 2000Х3200; 2500Х2500; 2500Х3200; 2500Х4000; 3200Х3200; 3200Х4000 мм.
Толщину тонколистовой стали, для панельных воздуховодов, устанавливают при проектировании - обычно в пределах 1,4-2 мм.
Виды соединений деталей воздуховодов
Для удобства сборки фланцевых соединений отверстия под болты делают не круглыми, а овальными. При соединении металлических фланцев между ними прокладывают уплотнительный материал (листовую либо пористую резину, различного типа жгуты, асбестовый шнур и др.), после чего их стягивают болтами.
Одно из распространенных соединений - фланцевое, для которого на деталях воздуховодов должны быть фланцы из полосовой ими угловой стали (ГОСТ 26270-84). Числа отверстий во фланцах и вид сортового металлопроката для них нормируются ГОСТ.Отдельные детали вентиляционных систем (трубы, фасонные части, сетевое оборудование) должны быть прочно и плотно соединены между собой в определенной последовательности. Различают три основных вида соединений: фланцевые, бесфланцевые и раструбные.
Из бесфланцевых соединений наибольшее распространение получили соединения круглых воздуховодов на бандажах и прямоугольных на рейках.
Бесфланцевое бандажное соединение применяется для круглых воздуховодов диаметром от 100 до 630 мм. Бандаж из тонколистовой стали толщиной 1 мм треугольного сечения надевают на воздуховоды отбортованными концами. На концах бандажа приварены уголки с отверстиями, предназначенные для стягивания и сборки бандажного соединения. Для воздуховодов небольшого диаметра 100-250 мм 6аидажи изготовляют из двух половинок методом штамповки. Для герметичности соединения внутрь в ручей бандажа по всей его длине закладывают герметизирующую мастику.
Металлоемкость бандажных соединений в 4-5 раз меньше фланцевых и для одного соединения на бандаже требуется всего лишь два болта. Однако воздуховоды, отбортованные под бандажное соединение и не имеющие фланцев, требуют более осторожного обращения при погрузке, транспортировке и разгрузке. Для сохранности на отбортовку при изготовлении воздуховодов надевают бандаж, используемый затем для соединения деталей.
При бесфланцевом реечном соединении прямоугольных воздуховодов используют специальную профильную шину, надеваемую на каждую сторону воздуховода, в узлах которого точечной сваркой крепят штампованные уголки. При сборке соединения устанавливают резиновую прокладку. Воздуховоды, предназначенные для транспортирования увлажненного воздуха (местные отсосы от ванн, системы кондиционирования воздуха и др.), должны быть смонтированы так, чтобы в нижней части не было продольных швов. Участки воздуховодов, в которых возможно выпадение влаги из транспортируемого воздуха, следует прокладывать с уклоном 0,01-0,015 в сторону дренажных устройств. Вертикальные воздуховоды не должны отклоняться от отвесной линии более чем на 2 мм на 1 м длины. Болты всех фланцевых соединений необходимо затягивать до отказа, а гайки располагать с одной стороны фланца. При установке болтов вертикально гайки размещают с нижней стороны соединения. Про кладки между фланцами воздуховодов, обеспечивающие плотность соединений, не должны выступать внутрь или снаружи воздуховодов. В качестве прокладочного материала можно использовать поролон, ленту специальной профильной резины толщиной 4 - 5 мм, пористую резину, полимерные мастичные жгуты, асбестовый шнур и картон (при температуре среды свыше 70оС), кислотощелочестойкую резину и пластикат для воздуховодов, перемещающих воздух с агрессивными парами и веществами. Для герметизации бесфланцевых соединений воздуховодов следует применять герметизирующую ленту «Герлен» - для воздуховодов, по которым перемещается воздух с температурой до 40оС, мастику «Бутепрол» - для воздуховодов круглого сечения с температурой перемещаемой среды до 70оС, термоусаживающиеся манжеты или ленты (при температуре до 60оС).
При монтаже воздуховодов следует руководствоваться «Типовыми технологическими картами на монтаж воздуховодов». Разъемные соединения воздуховодов следует располагать за пределами стен, перегородок и покрытий.
Как узнать цену и получить коммерческое предложение
Чтобы узнать цену решения для вашего объекта, вы можете:
- Отправить быструю заявку ниже, приложив при необходимости проект, план или смету.
- Отправить заявку на email: manager@promklimat.ru