+7 (495) 664-41-59

Звоните ежедневно: 8:00 – 22:00

Whatsapp Telegram

email manager@promklimat.ru

г. Москва, ул Арбат, д. 6/2

Контакты
0Корзина

Вентиляция кинотеатра или театра

Вентиляция кинотеатра или театра
Отправьте заявку на email manager@promklimat.ru или позвоните по телефону +7 (495) 664-41-59, и наш инженер подготовит вам наше коммерческое предложение.

Несмотря на то, что культурно-зрелищные сооружения строятся человеком многие сотни лет, до сих пор идут споры о том, как обеспечить в них комфорт для посетителей. Более того, даже многие известные заведения оснащены системами вентиляции и кондиционирования, которые не отвечают требованиям по температуре и подвижности воздуха.

 Расчет параметров систем

Санитарная норма подачи свежего воздуха на одного человека составляет 20 м3/ч на одного зрителя. В летнее время: система вентиляции подает как минимум 20 м3/ч свежего воздуха на одного зрителя, а система кондиционирования охлаждает воздух зала до необходимой температуры. 
В зимнее время сложнее: система подает все также 20 м3/ч свежего воздуха на одного зрителя, но требуется дополнительная система охлаждения зала. Дело в том, что зимой в помещении кинотеатра становится чрезвычайно жарко - сотни людей выделяют десятки киловатт тепла. Однако обычные системы кондиционирования зимой не работают.

Самым распространенным вариантом является следующая схема: центральный кондиционер с секцией рециркуляции и холодильная машина.

К секции охлаждения в центральном кондиционере (испаритель) подключается холодильная машина. В качестве холодильной машины может выступать компрессорно-конденсаторный блок или чиллер. В случае компрессорно-конденсаторного блока (ККБ) испаритель в центральном кондиционере фреоновый. Испаритель и ККБ соединены между собой медными трубами, по которым течет фреон. В случае использования чиллера устанавливается водяной испаритель в центральном кондиционере, и по трубам между чиллером и испарителем течет вода.

Центральный кондиционер оснащается системой регулирования расхода воздуха. В зависимости от загрузки зала вентиляционная система регулирует расход воздуха, а следовательно и холода. 

Еще одним вариантом, который, однако, редко оправдан, является приточно-вытяжная вентиляция и независимая система кондиционирования. В этом случае, вентиляционная система подает не охлажденный летом воздух, а все теплоизбытки в помещении снимается системой кондиционирования. Это могут быть отдельные кассетный или канальные кондиционеры или система чиллер-фанкойлы. Однако, во-первых, эта система дороже, чем первый вариант, а во-вторых, создает трудности, связанные с воздухораспределением. Иначе говоря, в этом случае трудно избежать повышенной подвижности воздуха и ощущения "сквозняка". Пожалуй, эта схема хоть как-то применима в очень небольших залах.

Самая большая проблема - воздухораспределение

Кинотеатр, как объект для вентиляции, имеет несколько сложностей. Это, прежде всего, высокие потолки и большая концентрация людей. При использовании обычных потолочных решеток мы не доставим необходимое количество свежего воздуха до зрителей, сидящих внизу. При использовании высокоскоростных решеток мы создадим ощущение сквозняка. Если мы установим вентиляционные решетки у пола, то летом ледяной воздух будет стелиться по полу, простужая людей. Установив настенные решетки, мы создадим турбулентность и повышенную подвижность воздуха. 

Обратим внимание на факты исследований, а именно, воздухообмены в известнейших театрах и  посмотрим, как организован воздухообмен там.  Практически во всех концертных залах и театрах использовалась (и используется до сих пор) схема воздухораспределения сверху-вниз. В этом случае приточные решетки располагаются на потолке или на стенах на большой высоте. Воздух поступает вниз со значительной скоростью, перемешиваясь и постепенно нагреваясь и замедляясь на своем пути вниз. Вытяжные решетки располагаются на потолке, под балконами, над сценой.

Были обследованы десятки театров, выполненные по этой схеме оздухораспределения (сверху-вниз), в результате чего стало ясно, что ни в одном из них (!) не были достигнуты комфортные условия.

Как показывают результаты исследований, подавая в 2-3 раза больше свежего воздуха, чем это требуется по санитарным нормам, мы зачастую получаем концентрацию углекислого газа выше допустимой, не говоря уже о температуре и влажности. Не добиваясь необходимых параметров, мы повсеместно имеем подвижность воздуха выше допустимой! 
Убедительное доказательство того, что система воздухораспределения "сверху-вниз" не подходит для зрительных залов! 

Однако такая схема имеет одно важное преимущество, которое зачастую перевешивает все технические недостатки  - относительно низкая цена. Если говорить о согласовании с СЭС, то эту инстанцию интересует, прежде всего, одно - соответствует ли расход воздуха нормам. А поскольку расход обычно даже выше нормы, то проекты "сверху-вниз" получают согласование. Но о цене вопроса мы поговорим чуть ниже.

Вернемся к воздухораспределению. Теперь рассмотрим схему "снизу-вверх", которая носит название "вытесняющая вентиляция".

В основу этой схемы лежит следующие постулаты:

Для борьбы с повышенной подвижностью воздуха требуется подавать воздух не через 10-20 решеток, а через сотни. Воздух обслуживает ограниченную по высоте рабочую зону - до двух метров от пола (т.е. зону, где находятся зрители). Качественному и равномерному воздухораспределению способствуют конвективные потоки от зрителей.

Воздух подается через решетки, находящиеся под каждым креслом. Скорость подачи воздуха очень мала -  не более 0,3-0,5 м/с. Для того, что схема воздухораспределения работала, очень важно, чтобы температура приточного воздуха была на 2-3 градуса ниже температуры зала. Однако, больший градиент температуры недопустим - зрители почувствуют холодный сквозняк у пола. Прохладный воздух, поступая в зал через решетку под креслом, начинает двигаться вверх под действием конвективных потоков нагретого зрителем воздуха. При этом свежий и прохладный воздух проходит непосредственно сквозь зону зрителя.

Таким образом, медленные потоки свежего воздуха "промывают" весь объем зала. При этом не возникает турбулентности и большой подвижности. При распределении воздуха "сверху-вниз", воздух поступает с потолка или стен с большой скоростью (до 4 м/с), на своем пути очень активно смешиваясь с загрязненным воздухом, поднимающимся к потолку, и эта смесь свежего и загрязненного воздуха устремляется к зрителям. В результате, в зоне дыхания зрителя оказывается не чистый и свежий воздух, а загрязненная смесь.

Именно поэтому, при соблюдении санитарных норм подачи свежего воздуха, мы получаем в большинстве залах повышенную концентрацию углекислого газа в рабочей зоне.

Существует несколько видов воздухораспределителей для вытесняющей вентиляции в кинотеатрах и зрительных залах.
- Напольные перфорированные воздухораспределители. 
- Решетки, установленные в вертикальных плоскостях ступеней каждого ряда. 
- Решетки, встроенные в спинки кресел.

Расход воздуха через решетки для вытесняющей вентиляции, как правило, составляет не более 70-90 м3/ч.

Еще одной особенностью вытесняющей вентиляции является использование пространства под полом зала в качестве огромной статической камеры. Ее наполняет приточный воздух, который потом через решетки равномерно поступает в зал.

Несмотря на очевидные преимущества системы вытесняющей вентиляции, существует множество ее противников. Их доводы таковы: Поскольку система подает воздух с температурой всего на 2 градуса ниже температуры помещения, то для кондиционирования требуется большие расходы воздуха (при обычной, перемешивающей вентиляции, разница температуры приточного и внутреннего воздуха может достигать 10 градусов). Действительно, очевидный минус. 
 Установка огромной статической камеры и сотен воздухораспределителей усложняет конструктив зала.

"Воздух подается снизу и поднимает пыль". Этот довод не состоятелен, поскольку воздух, поступающий с малой скоростью, не в состоянии поднять пыль вверх.

"А если в зал зайдет рота солдат в кирзовых сапогах?"- Не будем рассматривать форс-мажорные обстоятельства! Хотя даже в этом случае вытесняющая вентиляция будет на высоте, ведь одно из главных преимуществ схемы - отсутствие смешивания воздуха.

В то же время, сторонники традиционной системы (сверху-вниз) подчеркивают преимущества своей схемы:
- Малое количество приточных и вытяжных решеток позволяет их легко вписать в интерьер любого кинотеатра.
- Расход воздуха для кондиционирования существенно ниже. 
- Схема сверху-вниз позволяет устанавливать доводчики (кондиционеры или фэнкойлы), в то время, как в кинотеатрах с вытесняющей вентиляции это недопустимо.

Вопрос цены

Расчеты показывают, что применение вытесняющей вентиляции обходится примерно в два раза дороже перемешивающей вентиляции. Для многих заказчиков такая разница в цене заставляет отказываться от вытесняющей вентиляции в пользу традиционной. При этом обращаем внимание, что учтен самый экономный вариант напольных воздухораспределителей. Есть ультрасовременные устройства воздухораспределения. Это устройство, сделанное в спинке-"канале" каждого кресла наподобие эжекционного доводчика, имеет камеру первичного воздуха с соплом, рециркуляционное отверстие (ближе к полу с обратной стороны спинки кресла), защищенное регулируемой решеткой, камеру смешения воздуха, изолированную шумопоглощающей облицовкой, и в верхней горизонтальной плоскости спинки кресла - выпускные щели с регулируемыми решетками. В результате, мы получаем индивидуальный климат каждого зрителя! Но подобная система удорожает стоимость системы еще в два раза!

Что ж, цена вытесняющей вентиляции зачастую становится решающим фактором в пользу перемешивающей вентиляции со всеми ее недостатками.

В таком случае, как же все-таки сделать максимально эффективную перемешивающую вентиляцию?

Самая главная рекомендация - использовать максимально рассредоточенный способ подачи и забора воздуха. Не следует подавать воздух с помощью нескольких мощных решеток.

Наиболее употребляемая схема - сверху вниз и вверх. Подача осуществляется с потолка, а в крупных залах еще с боков и сзади.  Удаление - под экраном (на рециркуляцию) и обычно в задней части потолка для выброса на улицу.

Возможны варианты, когда используется следующая схема: рассредоточенные приточные решетки располагаются на потолке над зрителями, а вытяжные - в задней части зала.

Энергозатраты

Зачастую на новых или реконструируемых объектах существует откровенный дефицит тепловой энергии. При этом вентиляция - самый прожорливый потребитель энергии зимой.

Для снижения затрат на отопление применяются вентиляционные установки с рекуператором.

Применение нашли три вида рекуператоров: роторный, пластинчатый и гликолевый (с промежуточным теплоносителем). 
Можно использовать пластинчатый рекуператор, однако надо учитывать, что в наших климатических условиях - при температуре ниже -15 градусов он обмерзает и практически перестает экономить тепло.

Гликолевый рекуператор не обмерзает, но его эффективность снижается при понижении температуры. Лучшие установки с гликолевым рекуператором при температуре -28 градусов имеют эффективность не выше 50%.

Роторные рекуператоры имеют несравненно большую эффективность - до 80%. Зачастую приходится слышать, что роторы обмерзают. Это действительно так, но только на недорогих вентиляционных установках. Опыт эксплуатации вентиляционных установок с роторными рекуператорами при температуре до -30 градусов показал, что ни один из десяти наблюдаемых роторов не обмерз.

При всех преимуществах роторных рекуператоров, проектные институты все также по старинке зачастую закладывают гликолевые рекуператоры, не смотря на более низкую эффективность, сложность монтажа, дороговизну обслуживания и одинаковую стоимость оборудования.

Расчетная температура воздуха, кратность воздухообмена и дополнительные указания приведены в таблице.

Помещения

Расчетная t воздуха, 0С

Кратность обмена воздуха в 1 ч

Дополнительные указания

Приток

вытяжка

Зрительный зал вместимостью 800 мест и более с эстрадой

16

По расчету, но не менее 20 м3/ч наружного воздуха на 1 зрителя

В холодный период года: для проектирования отопления:— кинотеатров* — 140С — клубов и театров — 160С;

для проектирования вентиляции: расчетная температура воздуха — 160С (для клубов и театров 200С); относительная влажность 40—45 % при расчетной температуре наружного воздуха по параметрам Б. В теплый период года: не выше 250С (для кинотеатров не выше 260С), относительная влажность 50—55 % при расчетной температуре наружного воздуха по параметрам Б.

Вместимостью до 600 мест и более со сценой:

— в кинотеатрах*

— в клубах и театрах

20

Зрительный зал вместимостью до 800 мест с эстрадой

16

По расчету, но не менее 20 м3/ч наружного воздуха на 1 зрителя

В холодный период года: для проектирования отоплениякинотеатров 140С, клубов и театров 160С; для проектирования вентиляциирасчетная температура воздуха 160С (для клубов и театров 200С).

В теплый период года: не более чем на 30С выше температуры наружного воздуха по параметрам А (для IV климатического района для залов вместимостью 200 мест и более по аналогии со зрительным залом на 600 мест и более)

Вместимостью до 600 мест сценой:

— в кинотеатрах*

— в клубах и театрах

20

Сцена, арьерсцена, карман

22

         

Примечание: * В случаях, когда в кинотеатрах не предусматривается гардероб для зрителей.

Загрузка залов

В многозальных кинотеатрах рекомендуется устанавливать независимые приточно-вытяжные установки для всех залов. Это облегчает и удешевляет эксплуатацию, повышает надежность. Кроме того, это не слишком сильно увеличивает общую стоимость оборудования. 
При неполной загрузке залов лучше всего использовать частотный регулятор скорости и автоматику с функцией расписания. Опытным путем устанавливается загрузка залов в течение дня и задается нужный расход воздуха в течение дня.

Особенности вентиляции кинотеатров

На каждого посетителя в кинотеатре должно приходиться не менее 20 м³ свежего воздуха за 1 час, поэтому проект системы вентиляции всегда предусматривает использование приточных вентиляционных установок. Однако для того, чтобы сидящий человек чувствовал себя комфортно, вентиляция кинотеатра должна обеспечивать не только подачу свежего воздуха в зону дыхания, но и отвод тепла, ведь человеческое тело выделяет до 100 Вт тепла в час!

Учитывая наклонное расположение пола зала, большую концентрацию людей и значительную высоту потолка кинотеатра, потолочное вертикальное вентилирование (принцип, используемый в советских кинотеатрах) не сможет справиться с поставленной задачей. В этом случае потребуется слишком быстрый воздушный поток, из-за чего в зале обязательно возникнет сквозняк. Использование настенных вентиляционных решеток приведет к появлению турбулентности, а напольных – к тому, что холодные воздушные массы будут стелиться по полу, что также недопустимо, так как может привести к простудным заболеваниям.

Следующей особенностью кинотеатров считается требование к максимальному сохранению дизайна интерьера зрительного зала, из-за чего вентиляционные решетки должны быть незаметными. Также большое значение уделяется акустике зрительного зала, поэтому вентиляционное оборудование для кинотеатра подбирается так, чтобы уровень шума от его работы не мешал зрителям во время сеанса.

Оптимальным решением всех вышеперечисленных задач является вытесняющая вентиляция кинотеатра с установкой приточных воздухораздающих устройств с одним из вариантов расположения:

В этих случаях воздух подается с небольшой скоростью. Его температура должна быть на пару градусов ниже температуры помещения, благодаря чему с пола не поднимается пыль, не создается дискомфорт в зоне лодыжек и не возникает заметного шума от работающей вентиляции.

Как узнать цену и получить коммерческое предложение

Чтобы узнать цену решения для вашего объекта, вы можете:

Отправить заявку

    Оборудование Услуги по вентиляции Типы систем вентиляции Какой у вас объект? Типы оборудования Информация

    Консультации и заказ:

    email manager@promklimat.ru

    Закрыть

    Наш менеджер перезвонит Вам: